Дефлектор на вытяжку своими руками чертежи

Причем изготовить такой турбодефлектор своими руками совсем не сложно – главное тщательно изучить принцип его работы и подобрать атмосфероустойчивые материалы. А какие именно, что с ними делать и как избежать ошибок мы сейчас расскажем.

Что такое дефлектор и для чего он нужен

Содержание

  • 1 Что такое дефлектор и для чего он нужен
  • 2 Особенности дефлекторов
  • 3 Принцип работы
    • 3.1 Дымники, или обычные колпаки
    • 3.2 Флюгарки во всех их проявлениях
    • 3.3 Простые конструкции: модели Григоровича и Вольперта
    • 3.4 Турбодефлектор для газовых котлов
    • 3.5 Дефлектор ЦАГИ, тщательно разработанный инженерами
    • 3.6 Дефлекторы-дымососы для тихой погоды
  • 4 Как устроен отражатель
  • 5 Виды и конструкции дефлекторов
  • 6 Какой дефлектор лучше на дымоход
  • 7 Чем опасны дефлекторы на дымоходе
  • 8 Изготовление дефлекторов
    • 8.1 Дефлектор Григоровича
    • 8.2 Дефлектор-флюгер
      • 8.2.1 Видео: флюгер на дымоход своими руками
    • 8.3 Н-образный дефлектор
    • 8.4 Дефлектор ЦАГИ
    • 8.5 Искрогаситель на дымоход
    • 8.6 Что лучше: дефлектор или просто зонт
  • 9 Монтаж дымника на кровле
    • 9.1 Нормы по ГОСТу
    • 9.2 Необходимые инструменты
    • 9.3 Крепление дефлектора
  • 10 Сделать самому или купить прибор?
  • 11 Как сделать дефлектор на трубу дымохода своими руками
  • 12 Чертежи как сделать дефлектор на дымовую трубу своими руками
    • 12.1 Необходимые инструменты
    • 12.2 Разработка чертежа модели дефлектора ЦАГИ
    • 12.3 Пошаговая инструкция по созданию металлических заготовок и сборке конструкции
    • 12.4 Создание флюгер дефлектора
  • 13 Монтаж дефлектора с ветрозащитным устройством
  • 14 Частые ошибки и проблемы с дефлектором
  • 15 Проверка тяги
  • 16 Советы специалистов

Это устройство, устанавливаемое над дымоходом или вентканалом.

Его предназначение:

  • для защиты трубы и отопительного и вентиляционного оборудования от ветра, дождя, снега;
  • для защиты от попадания мусора и птиц;
  • в качестве искрогасителя на дымовой трубе;
  • для усиления тяги и повышения эффективности работы систем дымоудаления или вентиляции. При выборе подходящей конструкции силу тяги можно увеличить на 15-20%, при этом увеличивается и КПД отопительных приборов (за счет более полного сгорания топлива).

Монтаж дефлектора на дымоход своими руками

Для сборки элементов конструкции можно использовать не только заклепки, но и контактную сварку – заметной разницы в итоге не будет. При работе важно правильно подобрать соотношение размеров деталей дефлектора, чтобы его можно было потом установить на дымоход.

Принцип работы собранного таким образом дефлектора выглядит следующим образом:

Монтаж дефлектора на дымоход своими руками
  • Любой поток воздуха, пытающийся пройти сквозь верхний цилиндр, встречает препятствие и обходит его;
  • Проходящие над цилиндром воздушные потоки сворачивают вверх и тянут за собой выходящий из трубы дым;
  • За счет разрежения в трубе усиливается движение, поэтому тяга становится на порядок больше.

Даже в том случае, когда потоки ветра направлены не строго горизонтально, а по другой траектории, установленный на трубу дымохода конус все равно выполняет свои функции. Получается так, что ветер оказывается в верхнем цилиндре, проходя сквозь зазоры конструкции, в результате чего дым высасывается наружу.

Турбодефлектор своими руками

Если вы хотите сэкономить свои средства и изготовить турбо дефлектор самостоятельно, то для начала работы необходимо подготовить все необходимые материалы, инструменты и чертежи всех деталей.

Необходимые инструменты

  • Лист стали. Он может быть нержавеющим или оцинкованным. Толщина должна составлять от 0, 5 до 1 мм.
  • Ножницы для резки по металлу.
  • Заклепочник.
  • Дрель и сверла по металлу.
  • Несколько листов картона.

Подготовка чертежа

Перед тем, как начать изготовление деталей, необходимо выполнить подробный чертеж будущего дефлектора. Если вы хотите сделать устройство быстро, мы рекомендуем воспользоваться готовыми чертежами из Интернета. При этом обязательно проверьте, чтобы все параметры совпадали с необходимыми и подходили вашему конкретному случаю.

Если же вы хотите сделать чертёж дефлектора самостоятельно, то можете воспользоваться нашими советами и рекомендациями, которые помогут вам сделать это максимально правильно.

В первую очередь необходимо рассчитать характеристики изделия. Для этого вы можете использовать следующую таблицу, отражающую рекомендованные соотношения между основными параметрами турбодефлектора:

Посадочный диаметр Ширина Высота Высота основания
160 270 260 70
200 290 290 70
250 350 345 110
300 400 365 110
315 400 365 110
355 450 385 110
400 495 465 140
500 615 635 225
630 790 700 250

Основой чертежа является внутренний диаметр дымохода. После получения его размера, нужно выбрать высоту дефлектора, а также ширину диффузора.

Если ваши размеры не совпадают с теми, которые указаны в таблице, то вы можете рассчитать их самостоятельно в соответствии с пропорциями:

  • Высота дефлектора должна быть от 1, 6 до 1, 7 внутреннего диаметра вашего дымохода.
  • Ширина диффузора должна составлять от 1, 2 до 1, 3 внутреннего диаметра.
  • Ширина дефлектора должна достигать от 1, 7 да 10 внутреннего диаметра канала.

После этого необходимо выполните на ватмане детальный чертеж будущего дефлектора в соответствии с теми характеристиками, которые вы рассчитали. Чертёж можно сделать вручную при помощи карандаша или в программах Adobe Photoshop или Adobe Illustrator. Размеры всех деталей должны быть в натуральную величину.

Читайте также:  Как подшить карниз крыши своими руками — описываем по пунктам

Если вы не можете самостоятельно подготовить чертеж, обратитесь к специалистам, которые сделают все замеры и в короткие сроки подготовят необходимый чертеж.

Пример чертежа, который должен получиться:

Инструкция

После того, как вы сделали подробный чертеж, необходимо вырезать каждую деталь из бумаги.

Как только будут готовы все бумажные заготовки, их нужно закрепить на листе нержавеющей или оцинкованной стали. Обведите маркером каждую заготовку. Также для этого можно использовать специальный мел по металлическим покрытиям.

При помощи ножниц для резки по металлу вырезается каждая деталь. Стоит отметить, что на срезах края необходимо подогнуть примерно на 5 мм. Для этого воспользуйтесь пассатижами. После этого при помощи молотка отбейте места загибов. Это необходимо для того, чтобы края будущих деталей стали в два раза тоньше.

Заготовку будущего диффузора сверните в цилиндр. Далее просверлите отверстия для закрепления деталей при помощи болтов или заклепок. Некоторые рекомендуют воспользоваться сваркой-полуавтомат, которая не позволит насквозь прожечь металлические листы.

Сделайте то же самое с внешним цилиндром, а заготовку для колпака сверните конусовидной формы и соедините концы при помощи заклепочника.

Далее необходимо из остатков листов стали вырезать 3-4 линии, ширина которых составляет около 6 см, а длина — 20 см. Подогните их с обеих сторон с отступом в 6 см. Просверлите несколько отверстий под болты на расстоянии от края в 5 см. Закрепите их на колпаке. После этого воспользуйтесь заклепками и соедините их сначала с внешним цилиндром, а после – с колпаком.

Установка

Как только ваш диффузор полностью готов, его необходимо установить на дымоход. Это можно сделать двумя методами:

  • Монтаж на сам дымоход.
  • Монтаж на трубу, которая после надевается на дымоходный канал.

Пользователи в интернете отмечают, что второй метод установки турбодефлектора является безопаснее по причине того, что все самые сложные процедуры можно выполнить заранее, а готовую конструкцию быстро установить на крышу.

Поэтому мы расскажем, как выполнить установку именно этим способом:

  1. В первую очередь необходимо подготовить саму трубу. Ее диаметр должен быть несколько больше диаметра дымохода. На одном ее конце нужно отступить примерно 15 см и отметить места для сверления. То же самое нужно сделать на нижней части дефлектора.
  2. После этого просверлите отверстия в обеих деталях и проверьте, совпадают ли они.
  3. Зафиксируйте трубу и дефлектор при помощи болтов.
  4. Далее готовую конструкцию можете надеть на дымоход и прочно закрепить хомутом, чтобы не оставалось зазоров.

Если вы хотите обеспечить дополнительную защиту, можете обработать соединения герметиком, обладающим стойкостью к высоким температурам.

Флюгер-дефлектор: последнее слово техники

Это такое специальное устройство, у которого корпус вращается одновременно с изогнутыми на нем козырьками-дефлекторами. А те – соединены с подшипниковым узлом. В верхней части – флюгер, который позволяет всей конструкции всегда находиться «по ветру».

Как работает эта штука? Довольно просто и гениально: поток воздуха проходит в пространстве между козырьками, ускоряется и создает тем самым зону разрежения. В итоге тяга в дымоходе усиливается, топливо в печи хорошо сгорает, а воздухообмен улучшается – если дополнительно создавалась еще и вентиляция. Такие дефлекторы хороши для предотвращения обратной тяги, искрообразования и срыва пламени.

Сделать такое чудо техники вы можете и сами! Потом просто саму конструкцию прикрепите на срез дымовой трубы с помощью кольца с подшипниковым узлом. Качественный приток свежего чистого воздуха и хороший отвод продуктов сгорания – это самый главный секрет хорошей работы печи и легкого пара!

Ценные преимущества и некоторые недостатки

Среди самых известных преимуществ турбодефлектора назовем такие:

  • Быстрый обмен воздуха. Вращающаяся голова турбины обеспечивает довольно сильный приток свежего воздуха. Под кровлей вообще не скапливается конденсат! Все благодаря тому, что ротационное устройство всегда это делает быстрее, чем обычный дефлектор.
  • Энергонезависимость. В отличие от электровентиляторов, турбодефлектор не потребляет электроэнергию, а потому экономически более выгоден.
  • Полная защита. Особая конструкция турбодефлектора не позволяет попадать в вентиляционные каналы ни снег, ни дождь. Поэтому он идеально подходит для регионов с частыми сильными ветрами.
  • Долговечность. В среднем стандартные турбодефлекторы призваны служить около 100000 часов или 10 лет, хотя модели из нержавейки «живут» и до 15 лет. В среднем это в три раза дольше, чем у других моделей.
  • Легкость. Также турбодефлектор на практике весит намного меньше, чем другие элементы. Даже внушительных размеров такой прибор будет весить не более 9 кг, в тоже время как тот же ЦАГИ при том же диаметре основания имеет все 50 кг.

Сама продуктивность турбодефлектора в основном зависит от его величины, угла наклона крыши, места расположения и ветровой нагрузки в данной области:

Ценные преимущества и некоторые недостатки

А вот количество турбодефлекторов рассчитывается в зависимости от угла наклона кровли. Чем более кровля пологая, тем больше таких конструкций на нее нужно установить. Если же речь идет о скатной крыше, такой дефлектор ставят на наивысшую точку, обычно на выход вентшахты.

Единственная сложность, которая возникает в эксплуатации турбодефлектора – это его заклинивание. Случается это нечасто, и причинами такого обычно служит заклинивание подшипников и случайные механические повреждения.

Да, иногда также внутрь все-таки попадает какой-то посторонний предмет, но его достаточно будет просто вытащить. Если заели подшипники – тогда смазать. А в основном качественный турбодефлектор не требует частого обслуживания, достаточно раз в год смазывать подшипники (по окончании зимы). Для этого используются специальные масла на основе нефтяных продуктов, которые не густеют в жаркие дни и не застывают в мороз.

Читайте также:  Одноэтажный дом без чердака – Крыша без потолка: дом без чердака, фото

И, наконец, еще одно ценное преимущество этого дефлектора заключается в том, что для его установки не нужны какие-то специальные знания или навыки: все предельно просто.

Принцип работы и устройство

В основе работы лежит закон Бернулли верный для жидкостей и для газов. При движении газов в канале с уменьшающимся поперечным сечением их скорость возрастает, а давление, оказываемое на границы канала, снижается, возникает разряжение. Если есть связь между окружающим пространством и зоной разряжения, то быстрый поток увлекает за собой, вещество извне.

Дефлектор – это устройство, которое обеспечивает обтекание воздухом или прохождение его через сужающийся канал, при котором появляется зона разреженности непосредственно возле устья дымохода. В область разряженного газа начинают всасываться газы, выходящие из дымохода. В результате ветер, который мог бы вызвать подавление тяги, наоборот начинает ее увеличивать.

Можно добиться 20% прироста тяги даже с самым простым по конструкции дефлектором. Для печей и котлов на твердом топливе это означает лучшее прогорание угля, дров или брикетов, лучшую отдачу теплоты и в результате повышенное КПД установки. Устраняются проблемы, связанные с затуханием пламени или возвратом отработанных газов внутрь помещения.

Устройство дополнительно препятствует попаданию мусора, снега и дождя в канал. Частично это обусловлено наличием корпуса дефлектора, частично тем, что поддерживаемая тяга противодействует засорению.

Конструкция никак не регламентируется. Любая конструкция, которая не вызывает дополнительного сопротивления и создает разряжение в устье дымохода, повышает тягу оправдывает свою эксплуатацию. Существует несколько типов дефлекторов, которые получили распространение за счет своей практичности и надежности:

  • Дефлектор ЦАГИ
  • Тарельчатый дефлектор, Astato
  • Круглый «Волпер»
  • Дефлектор Григоровича
  • Н-образный дефлектор

Каждый из перечисленных типов отлично справляется с поставленными задачами. Отличиями являются габаритные размеры и восприимчивость к ветру различных направлений. Недостаток практически всех видов – в отсутствии ветра они сами оказывают сопротивление тяге.

Подобным образом действуют еще несколько устройств: турбовинтовой оголовок (вращающийся дефлектор) и флюгер с экраном.

Изготавливается дефлектор из оцинкованной стали, меди и нержавейки. Главное требование – это высокая стойкость к коррозии, ведь устройство будет устанавливаться на дымоход, где проводить ремонтные работы будет чрезвычайно сложно, особенно при работающем котле отопления или печи.

Для вентиляционных каналов, где исключены высокие температуры, могут использоваться полимерные материалы, или полимерные покрытия для металлических конструкций.

Лучший дефлектор на дымоход своими руками: чертеж и размеры

Дефлектор — это вентиляционное устройство для создания дополнительной тяги, устанавливаемое, как правило, на дымоход. При изготовлении системы необходимо строго соблюдать пропорции на заданные размеры.

Существуют множество разновидностей вентиляторов, но основных типов и их разновидностей не очень много: Н — образные, Григоровича, ЦАГИ. Также, существует так называемый флюгер – изделие для дымовых труб, создающие рабочую зону для постоянной тяги, и имеет место аппарат турбинного типа, создающий дополнительную тягу по принципу торнадо.

Функции

Дефлектор способствует увеличению скорости воздушного потока до двадцати процентов. Вторая его важная функция — защита системы вентиляции от попадания атмосферных осадков, мусора, насекомых, нормализует тягу в отопительных каналах.

Начиная делать вентиляцию своими руками, нужно чётко представлять для себя план работы, иметь чертёж, расчёты относительно внутреннего диаметра воздуховода, дымохода.

Размеры и чертеж

Ниже приводится таблица соотношения размеров воздуховода (дымохода) к размерам дефлектора:

  • : внутр. Диаметр : Высота деф — : Ширина
  • : Дымохода : лектора Н, мм : диффузора
  • Можно прибегнуть к формулам, если внутренний диаметр не подходит к значениям таблицы: D=2d
  • Высота рефлектора = 1,7 d

Ширина зонта = ( 1,7d…..1,9)d

Замеры делать очень тщательно, не лениться, перепроверить. Важное замечание — труба и дефлектор должны совпадать по форме.

Изготовление своими руками

Для изготовления аппарата потребуются дрель, лист плотной бумаги, оцинкованная жесть, ножницы по металлу, карандаш или чертилка.

Сперва необходимо сделать из бумаги выкройку составляющих частей изделия – колпака, диффузора, внешнего цилиндра.

Из выкроек собираем дефлектор. Если всё совпало, работу можно переносить в металл.

Бумажные выкройки кладём на оцинкованную жесть и обводим чертилкой. По линиям кроя вырезаем ножницами по металлу детали.

Диффузор сворачиваем и соединяем края болтами или точечной сваркой, либо клёпками. Места изгибов расклёпываются.

Сборка внешнего цилиндра аналогична сборке диффузора. Колпак сворачивается на конус, края соединяются удобным для нас способом.

Длиной двадцать сантиметров и шириной около семи сантиметров вырезаются металлические полоски, подгибаются молотком, прикрепляются к колпаку. Этими же полосками зонтик прикрепляется к диффузору и всё это вставляется в цилиндр.

Дефлектор Григоровича, если мы надумали делать его, дополняется обратным конусом и увеличением защитного зонта на четыре сантиметра в диаметре.

Для крепления обратного конуса на большом конусе делаются нарезы на равном расстоянии около восьми лепестков и загибают их внутрь. Таким образом обратный конус крепится в защитном зонтике.

Если система работает в агрессивной среде, то изготавливать вентилятор лучше из нержавеющей стали, пластика, металлопластика, материалов стойких к коррозии.

К дефлектору, как к изобретению, отнесся российский авиаконструктор Д. П. Григорович. И образовавший с ним симбиоз конструкторской мысли математик А. Ф. Вольперт.

Читайте также:  Виды, характеристики и правила монтажа сланцевой кровли

Сначала они рассчитали обычный зонтик, с необычными свойствами. А. Д. Вольперт предложил надеть на зонтик диффузор. Потом, после испытаний в аэродинамической трубе «родился» дефлектор ЦАГИ, до сих пор самый надёжный и распространённый. Эволюция вытяжки привела к созданию совершенно закрытого устройства, работающего в любых условиях.

Атмосферные осадки, пыль, лёд снаружи почти не влияют на его работу. Не страшны и динамические нагрузки. Сложность конструкции и сборки – единственные его недостатки.

  1. Если браться за изготовление изделия своими руками, то было бы хорошо научиться некоторым приёмам жестяных работ – соединение в фальц, лежачий или стоячий, научиться делать выкройки деталей.
  2. Долго не засоряется и сохраняет тягу двухэтажный зонт.

Технология установки

Существуют правила, регулирующие высоту дымохода с учётом расстояния до конька крыши. Неправильный расчёт высоты приведёт к снижению тяги и даже к обратному движению, то есть к задымлению помещения. Если на пути воздушных потоков будет стоять коньковый скат крыши, то именно такой эффект и получится.

Технология регламентирует:

  • На плоской кровле высота дымохода должна составлять не менее 0,5 м.
  • На двускатных, четырёхскатных и вальмовых крышах дымовая труба, отстоящая от конька на расстояние до 1,5 м, должна быть выше него на 0,5м.
  • Если от трубы до конька 1,5 – 3 м, то устье дымохода может быть вровень с коньком по горизонтали.
  • Если дымоотводный канал отстоит от конька более чем на 3 м, то угол между ними не должен быть больше 10 градусов.

При желании колпак или дефлектор для трубы дымохода можно изготовить своими руками, если имеется хотя бы минимальный опыт работы с металлом, ножницы по металлу, лист нержавейки, измерительные инструменты (линейка, рулетка). Сначала делается схема и чертёж будущего дефлектора. Заготовки вырезаются из картона или плотной бумаги, затем переносятся на лист нержавеющей стали.

Внимание! При расчёте размеров следует помнить, что верхняя часть оголовка должна быть больше трубы на 10 см, расстояние между трубой и колпаком – 10 см.

Дефлектор с ветрозащитным механизмом

Помимо стандартного устройства существует также колпак для дымохода с ветрозащитным флюгером. Колпаки на трубы с ветрозащитным механизмом состоят из таких элементов:

  • А – дымовая труба;
  • Б – вертикальная ось;
  • В – флюгер;
  • Г – крыша дефлектора;
  • Д – полуцилиндрическая ширма;
  • Е – нижний подшипник;
  • Ж – верхний подшипник.

Устройство дефлектора с ветрозащитным механизмом

Колпак для дымохода с ветрозащитным механизмом вращается в зависимости от порыва ветра. Принцип его работы состоит в следующем:

  1. Повороте флюгера в сторону «по ветру» и одновременном повороте ширмы, что заслоняет дымовой канал. В этот момент дым беспрепятственно выходит наружу.
  2. Благодаря полуцилиндрической форме крыши, потоки ветра скользят по ней и тем самым усиливают тягу.
  3. Подшипник дефлектора необходимо регулярно смазывать, чтобы он свободно вращался по ветру. В зимнее время необходимо защищать ось от обледенения.

Значительное обледенение дефлектора при установке на отводящую трубу газового котла вызвало запрет на использование устройства для газовых приборов.

Флюгер с дефлектором

Есть еще один вариант, как изготовить флюгер на дымоход своими руками. Чертежи представлены в статье. Его можно приобрести в магазине или сделать самостоятельно. Данная модель является вторым вариантом изготовления, не требующего особых навыков.

Флюгер устанавливается на купол, который закрывает трубу дымохода. Материал непременно выбирается коррозийно-устойчивый.

Первоначально делам купол:

  • Первоначально следует закрепить стойки (4) к нижнему цилиндру (9).
  • Для этого применяются гайки М 6 (8) и болты М 6 (7).
  • После этого ставится верхний цилиндр (3) и крепится хомутом (5).
  • После этого следует на самый верх стоек закрепить обратный конус (2), применив заклепки (6).

Для этого следует обратить внимание на чертеж, который в точности иллюстрирует, как проще создать декоративный флюгер.

Этапы изготовления:

  • Этап 1. Нужно сделать опору. Для нее нужна труба. Следует отрезать кусок двенадцать с половиной сантиметров. Ее диаметр должен быть примерно 1,3 сантиметров.
  • Этап 2. На трубе нужно нарезать резьбу.
  • Этап 3. Внутрь заготовки следует поставить подшипник, который подойдет по размеру.
  • Этап 4. По бокам трубы необходимо приварить две стальные пластины, которые по углу наклона будут соответствовать куполу. Следует установить ее так, чтобы они не мешали вращению конструкции.
  • Этап 5. Нужно установить розу ветров, которая представляет собой тонкие стальные прутья. На них закреплены буквы.
  • Этап 6. Чтобы влага не попала в корпус, над розой ветров устанавливается колпачок.
  • Этап 7. Особое внимание следует уделить крышке. Выполнение осуществляется из стали. Она должна идеально сесть на резьбу трубы. Она выполняется в виде стрелки.
  • Этап 8. На нее закрепляется флажок и противовес.
  • Этап 9. Флюгер готов.

Флюгер сделать своими руками не составит особого труда. Это лишь несколько вариантов его изготовления. Но принцип в основном заложен во все модели аналогичный.

После того как модель полностью собрана, следует правильно ее закрепить на крыше, советы помогут в этом.

Для правильной работы следует:

  • Первоначально необходимо набить корпус литолом или солидолом.
  • Применив компас, нужно отрегулировать направление стрелок розы ветров.
  • Закрепить флюгер с помощью пластин, а также хомутов и припаек.
  • Проверить, все ли верно закреплено. Движение и вращение флюгарки должно быть беспрепятственным вокруг своей оси.