Как подшить карниз крыши своими руками — описываем по пунктам

После того, как вы закончили строительство крыши, уложили и выбрали настил, приходит такой ответственный момент, как подшивка карниза кровли.

Как подшить карниз крыши вагонкой или доской

Подшивку карниза крыши, как правило, выполняют снизу при помощи стремянки или лесов. При значительной высоте здания используют строительную люльку. Важный момент – это утепление стен. Оно должно быть выполнено до начала установки подшивочных элементов, в противном случае либо часть стены останется без утепления и начнет мокнуть, либо придется демонтировать конструкцию для установки термоизоляции.

Также следует помнить еще до монтажа кровельного материала о подготовке стропил под устройство обшивки. Их концы обрезаются таким образом, чтобы образовать линию, параллельную стене дома и перпендикулярную земле. Понятно, что все стропила должны быть отпилены на одном и том же расстоянии от стены. Здесь впоследствии будет закреплена  ветровая планка, и в противном случае она будет неровной.

Как подшить карниз крыши вагонкой или доской

Далее следует процесс крепления материала к нижней поверхности подшивки. Она выполняется в случае с вагонкой или доской двумя способами. В первом – подшивка крепится прямо к нижней поверхности стропил, параллельно настилу кровельного материала.

Во втором: устраивается каркас из доски, при этом один отрезок крепится вертикально непосредственно к стене, напротив стропила,  таким образом, чтобы его нижний край находился вровень с обрезом стропил. Второй кусок доски прикручивается с одной стороны – к первому, с другой – к стропилу, параллельно земле. Таким образом, между стеной и стропилом  образуется несущая поверхность, к которой и прибивается вагонка или доска подшивки. Доски крепят с зазором 1-2 см для вентиляции, в вагонке придется через каждые 1,5 м врезать специальные решетки. На местах переломов кровли доски, идущие по каждой из примыкающих стен закрепляются на угловом стропиле под соответствующим углом. При этом стыки досок в рядах располагаются в шахматном порядке, то есть не следует стыковать на одной доске каркаса доски из соседних рядов.

При подшивке доской используется обрезная доска толщиной 11-20 мм, по ширине подгоняется в зависимости от размеров свеса. Перед тем как подшить карниз крыши, и доску, и вагонку следует пропитать антисептическим и водоотталкивающим составами, а после крепления на месте – провести повторную обработку открытой поверхности.

Как подшить карниз крыши вагонкой или доской

Плюсы и минусы

Односкатные крыши считаются самими недорогими и простыми в устройстве. И это действительно так, особенно при небольшой ширине здания. Тем не менее, в нашей стране дома с односкатными крышами встречаются совсем нечасто. По большей части это связано с тем, что более привычны для нас двух или четырех скатные кровли — они выглядят привычнее. Вторая загвоздка — найти проект, адаптированный под наши погодные условия. На западных ресурсах проектов очень много, но они разработаны под более мягкий климат, как правило, имеют большую площадь остекления. Найти архитектора, который грамотно изменит понравившийся проект очень непросто. Но если все-таки удалось, и при этом не нарушилась гармония здания, дом получается очень оригинальный.

Один из проектов домов с односкатной крышей

Многих пугают неровные потолки в некоторой части здания. Их, конечно, сложнее обыгрывать, чем стандартные, но и результат получается совсем другого уровня — оригинальный на 100%. Правда, и на этот раз найти дизайнера, который может разработать подобный интерьер на просторах нашей Родины очень непросто, тем не менее, возможно.

Плюсы и минусы

Есть еще один выход — выровнять потолки за счет перекрытия, а свободное пространство под крышей использовать как технические помещения. Реализованы и такие варианты и хозяева очень довольны. Да, технические помещения на в цокольном этаже, а наверху, но зато никаких проблем с грунтовыми водами.

Читайте также:  В многоквартирном доме течет крыша что делать

Это, пожалуй, все минусы или подводные камни, которые может принести односкатная крыша. Есть, правда, еще один момент, который сложно назвать недостатком, Из-за особенности строения кровельный материал на подобных домах с земли не виден. Если местность ровная, без больших перепадов высот, заморачиваться с внешним видом кровли, нет смысла. Лучше выбрать простые на вид, но качественные материалы, тихие (плоскость большая, при дожде шумит сильно) и надежные. Один из популярных вариантов — фальцевая кровля. Она обеспечивает должную степень герметичности, не очень шумит. Еще вариант — мягкая наплавляемая кровля из современных материалов. Такие крыши еще тише, а современные материалы могут эксплуатироваться 20-30 лет без ремонта.

Материалы

Раньше, когда ассортимент строительных магазинов не отличался таким разнообразием, для подшивки карнизных и фронтонных свесов использовались обрезки, оставшиеся от кровельных работ. Подбой для крыши из обрезок досок выглядел не слишком эстетичным, кроме того он не служил долго. Сейчас мастера для подшивки чаще всего используют:

Материалы
  • Вагонку. Традиционным вариантом для обшивки карнизных свесов является вагонка из разных пород древесины. Сосновые пиломатериалы легко монтируются, создавая воздухопроницаемый барьер, который не пропускает атмосферную влагу внутрь стропильного каркаса. Недостатком этого способа подбоя является то, что древесина подвержена гниению из-за воздействия влаги.

    Подшивка вагонкой

  • Профнастил. Подшить карниз крыши можно с помощью остатков профнастила. Этот материал хорошо защищает от воздействия влаги, он устойчив к коррозии. Однако, работать с этим материалом достаточно сложно и неудобно. Кроме того, кривые края, остающиеся после среза, выглядят неэстетично.

    Подбой из профнастила

  • Сайдинг. Подбой для крыши можно с помощью сайдинга. Этим термином обозначают панели из металла или пластика. Обшивка с помощью сайдинга выглядит аккуратно, эстетично, монтаж производится просто. Недостатком этого способа является то, что этот материал не пропускает воздух, из-за чего в подкровельном пространстве не происходит циркуляция воздуха и загнивание древесины.

    Подшивка сайдингом

  • Софиты. Софитами называют специальные перфорированные панели, используемые в качестве подбоя карнизных и фронтонных свесов. Они также как сайдинг изготавливаются из металла или пластика. Благодаря сквозной перфорации софиты обеспечивают хорошее вентилирование подкровельного пространства.

    Подбой карниза софитами

Материалы

Важно! Производится несколько видов софитов, которые отличаются по степени перфорирования. Полностью перфорированные модели используются для подшивки нижней поверхности свесов, на них отверстия находятся по всей поверхности. Также можно использовать софиты с центральной перфорацией, у которых только центральная секция с отверстиями.

Материалы

Боковой карниз

Все наклонные кровли имеют боковой свес. Он формируется за счет стропил, вынесенных за пределы стен построек. Расстояние, на которое они выступают, зависит от высоты постройки и ширины отмостки, обычно оно равно от 50 до 70 сантиметров.

Боковой карниз

Не так часто, но можно встретить более узкие свесы, но тогда у наружной стены дома должна быть качественная ветрозащита, поскольку под косо падающим дождем она станет намокать и в дальнейшем отсыревать.

Боковой карниз

Боковой карниз

Есть еще один вариант, как сделать карниз дома нужного размера – это установить кобылки и таким способом нарастить длину стропил. Но поскольку данный процесс отличается трудоемкостью, то при выстроенной крыше мало кто решается на переделку кровельной конструкции. По этой причине необходимые параметры свеса следует предусмотреть на этапе планирования строительства.

Боковой карниз

Стропила по всей протяженности карниза соединяют досками, а в дальнейшем их закрывают облицовочными материалами.

Боковой карниз

Читайте также:  Водосток с крыши, водосточные желоба и трубы

Виды софитов для разных задач

Другими словами, софиты – это все тот же сайдинг, только для украшения потолка. Откуда и название, ведь «софит» с итальянского и означает «потолок».

Хотя софиты – достаточно новый для российского рынка продукт, их уже производят самых разных видов. Они бывают:

  • двойные и тройные;
  • сплошные и перфорированные.

Перфорированные софиты обеспечивают отличную вентиляцию и приток воздуха в подкровельное пространство.

При этом тройные еще бывают перфорированными по центру. А вот сплошные чаще используют для подшивки фронтонных свесов, которым не нужна вентиляция:

И, больше как исключение, в сплошных софитах дополнительно прорезают вентиляционное отверстие, чаще уже после монтажа:

К слову, GrandLine представил рынку новые необычные софиты (GL Estetic), у которых перфорация – скрытая. Она нанесена на ребра жесткости, откуда ее не видно. Такую геометрию называют Ω-геометрией, которая ко всему еще маскирует сам стык софитов.

Как рассчитать все параметры каркаса

Перед тем, как приступать к монтажу крыши, нужно рассчитать конструкцию. Поэтому не стоит приступать к вычислению сечений каждого элемента кровли. Чаще всего эти сечения принимаются конструктивно. Расчет выполняется для стропил и накосных ног. Для этого необходимо правильно подобрать высоту и ширину сечения. На параметры оказывает непосредственное влияние:

  • Материал изготовления покрытия кровли.
  • Снеговой район.
  • Стропильный шаг.
  • Пролет.

Для выбора сечений необходимо прислушаться к советам опытных строителей, а также использовать сечения с небольшим запасом. Специальные онлайн-калькуляторы помогут произвести все необходимые вычисления.

Для получения теплой крыши при подборе высоты сечения ног учитывается толщина используемого утеплительного материала. Монтаж выполняется таким образом, чтобы утеплитель не выступал из несущей балки. При этом учитывается, что при использовании минеральной ваты необходим зазор для вентиляции (примерно 2-4 см). При недостаточной высоте стропил необходимо установить контробрешетку (контррейку).

Организация вентиляции

Если свес кровли полностью закрывается, важно продумать его вентиляцию. Если фронтонные карнизы не требуют устройства дополнительных отверстий для вентиляции и подшиваются «в сплошную», то карнизные подшитые свесы должны предусматривать естественную организацию вентиляции неэксплуатируемых чердачных и подкровельных пространств. Поступаемые воздушные потоки движутся снизу вверх, и чтобы теплый воздух выходил и не оседал в виде конденсата на конструкциях стропильной системы, в верней части крыши делаются специальные небольшие отверстия – продухи, а для притока в карнизных свесах выполняются приточные воздушные отверстия.

Вентиляция не последний элемент при организации кровлиИсточник

Организация вентиляции

Для расчета количества приточных вентиляционных отверстий руководствуются техническими рекомендациями: размер отверстий зависит от общей проекции площади крыши и принимается равным 1/500 всей площади. Размер приточных вентиляционных отверстий, естественно, должен быть равен количеству продухов в верхней части крыши. Чтобы под карниз крыши не залетали мелкие птицы и различные насекомые, вентиляционные отверстия закрываются защитными сетками.

Процесс обшивки карнизных свесов

В зимний период времени на кровельном свесе достаточно часто скапливается масса снега. Стоит понимать, что это может привести к разрушению сперва непосредственно самого свеса, а затем стен и карниза.

Читайте также:  Двускатная крыша: схемы, проекты и пошаговая инструкция по постройке

В случае, если имеется минимальный свес кровли вальмовой крыши, некачественное изготовление либо отсутствие карнизного свеса способно вызывать разрушение кладки и наружной поверхности стенок. Это вызывает сперва гниение верхних бревен венцов сруба, а потом и нижних в деревянных домах.

Если бревна регулярно намокают и высыхают, будет происходить их растрескивание, расшиваются швы и выпадает конопатка.

Помимо того, обшивка сруба, которая покрывается масляной краской, может портиться в случае отсутствия гидроизоляции либо плохой чеканки стыков обшивочных досок.

В связи с этими и многими другими причинами для свесов кровли небольших размеров (приблизительно от 15 до 25 см) понадобится подумать над изготовлением карнизов, которые позволят:

  1. Придать фасаду здания законченный вид и обеспечить дополнительной защиты поверхностей стен загородного дома либо дачи.
  2. Надежно заделать линию, которая соединяет верхнюю часть несущей стенки и внутреннюю конструкцию кровельного ската.

Совершенно любая крыша имеет карнизы. Даже плоская, которая выполняется из рулонных материалов, обязательно оснащается карнизом. Исключением могут быть крыши, на которых оборудуются парапеты. Правильно выполненная подшивка карнизного свеса крыши способна обеспечить более длительный срок ее службы.

Подшивка карнизных свесов выполняется после того, как будет завершен монтаж конструкции стропил, однако перед тем, как будет происходить оборудование обрешетки покрытия кровли.

Перед тем как производить подшивку свесов крыши, понадобится утеплить стенки здания снаружи. Такая необходимость связана с тем, что должно произойти утепление всей стены. В случае, если сперва выполнить подшивание, верхняя часть может остаться неутепленной.

Если монтаж подшивки произвести неправильно, свес может через несколько лет привести к возникновению грибка.

Чем отличается фронтонный свес от карнизного

Подобные конструкции разделяют на фронтонные и карнизные. Каждый из этих свесов выполняет свою функцию:

Чем отличается фронтонный свес от карнизного
  • Карнизными называют горизонтальные свесы, которые берут свое начало от нижнего среза кровли. Их обустройство считается самым важным, так как именно сюда заходит воздух для обеспечения подкровельной вентиляции;
  • Фронтонный свес — это нижний наклонный сектор кровельного пирога, граничащий с фронтоном дома. В вентиляции он не принимает участия и обшивка здесь нужна только для красоты и защиты утеплителя от живности.

Фронтонные свесы могут быть только в тех кровельных конструкциях, где есть наклонный срез плоскости кровли, к примеру, двускатные крыши. Вальмовые, шатровые и прочие закрытые стропильные системы имеют только карнизные свесы.

Чем отличается фронтонный свес от карнизного

Пластиковый потолочный карниз: однорядный, двухрядный, трехрядный.

Прежде всего вам нужно заранее подумать, какими занавесями вы собираетесь украсить окно вашей комнаты.

Какая предполагается ширина, какой вес, во сколько рядов они будут расположены. Исходя из этих параметров, вы сможете подобрать наиболее подходящую модель потолочного карниза.

Конструкция этих изделий бывает различной в зависимости от их предназначения, поэтому и способы крепления несколько разнятся. Большинство моделей потолочных карнизов изготавливают из прочного ПВХ, но некоторые дополнительно усилены металлическими деталями.

Полая внутри шина карниза может иметь от одной до четырех продольных дорожек. Это позволяет крепить к ним несколько рядов штор и тюли.

Крепят карнизы к потолку несколькими способами: напрямую через отверстия в корпусе или при помощи кронштейнов и подвесов. Возможно, вам не помешает посоветоваться с дизайнером, как крепить потолочный карниз, чтобы он соответствовал выбранному стилю интерьера.

Старайтесь не использовать слишком тяжелые шторы, если их вес не предусмотрен конструктивными особенностями потолочного карниза.