Инструкция по охране труда при эксплуатации кондиционеров

Заправлять кондиционеры нужно регулярно — это обеспечит стабильную работу техники. Это делается не только в случае поломки техники, но и сразу же после установки — однако после монтажа системы климат-контроля заправку обычно выполняют мастера.

Подробный обзор

Общие требования безопасности

  1. К самостоятельной работе по эксплуатации кондиционеров и (или) выполняющие уборочные работы в помещениях с установленными кондиционерами допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, вводный инструктаж, первичный инструктаж и обучение на рабочем месте, проверку знаний требований охраны труда, имеющие соответствующую квалификацию и группу по электробезопасности не ниже I.
  2. К эксплуатации в производственных и служебных помещениях допускаются кондиционеры только заводского исполнения, имеющие заводской и (или) инвентарный номер, руководство по эксплуатации и паспорт завода-изготовителя. Прошедшие замеры сопротивления изоляции арматуры включения, имеющие протоколы замеров сопротивления изоляции.
  3. Лица, эксплуатирующие кондиционеры по специальности неэлектротехнического персонала (I квалификационная группа), должны:
    • знать эксплуатируемый кондиционер (инструкция по эксплуатации, место включения, кнопки и ручки управления);
    • знать основы мер предосторожности по охране труда (знание настоящей инструкции, исправность питающей линии, подключения, перегибы, оголение провода, места смятия);
    • иметь отчетливое представление об опасности поражения электрическим током и опасности приближения к токоведущим частям (опасное напряжение, опасная сила тока).
  4. В медицинском центре кондиционеры установлены в следующих помещениях:
    • Зона ожидания (рецепшен) — спит-система;
    • Кабинет № 1-11 – сплит-система.

Чем следует заправлять кондиционер и сколько вещества потребуется

Как и холодильники, кондиционеры заправляются фреоном, однако фреон в кондиционере используется специальный, предназначенный только для этого вида техники. Обычно используется тип марок.

Чаще всего для заправки кондиционера применяют 2 вида фреона:

  1. R-22 — это надежный хладагент с высоким КПД охлаждения, что выгодно отличает его среди других видов. При использовании данного типа вещества увеличивается расход электроэнергии, но кондиционер начинает работать и охлаждать помещение быстрее. Также подойдет его заменитель — R407с. Этот тип хладагентов содержит хлор.
  2. R-134 а — новый тип фреона, который не вредит окружающей среде, не содержит примесей и также характеризуется высоким КПД охлаждения. Однако его стоимость высока, поэтому используется этот хладагент редко. Этот тип фреона часто используют для заправки автомобиля.
  3. R-410А — озонобезопасный фреон.

Существуют следующие методы заправки:

  1. Заправка по массе. В таком случае нужно взвесить баллон с фреоном и вычислить необходимое количество, которое должно попасть в систему для нормальной работы кондиционера. Но для этого потребуется использовать специальные весы, а также провести вакуумирование внутри техники.
  2. Заправка по давлению. Для этого требуется манометрический коллектор. В этом случае нужно знать технические особенности, указанные в паспорте техники, а фреон вводят малыми порциями, чтобы контролировать процесс заполнения техники.

Есть еще один способ — заправка посредством разницы температур, но ее проводят только профессионалы.

После установки техники производители обычно заправляют устройство из расчета стандартной длины трассы прокачки, количество необходимого хладагента обычно указано в технической документации каждого кондиционера. Табличка с данными обычно находится на корпусе внешнего блока или на защитном кожухе кондиционера.

Точное количество фреона высчитывать не обязательно, достаточно знать приблизительное значение. Например, средняя длина трассы — от 3 до 5 м, а при заправке техники мощностью до 2кВт, необходимо будет использовать около 90 гр хладагента. Если мощность устройства 8-10 кВт, потребуется около 600 гр фреона.

Важно! Если трасса прокачки длиннее, то на каждый метр ее протяженности следует добавлять 15 гр хладагента.

Заправка кондиционера фреоном

Причины утечки

Причин утечки фреона несколько.

К ним относятся:

  • Ошибки при установке. Медные трубки, применяемые для циркуляции хладагента, развальцовываются во время установки конструкции.
  • При транспортировке. Во время перевозки количество хладона может немного уменьшиться. То же происходит при демонтаже и повторном монтаже.
  • Появление зазоров между соединительными элементами.

Пользователю не сложно определить самостоятельно, что в агрегате произошел сбой.

Признаками являются:

  • Слабое охлаждение или нагревание воздуха;
  • Непроизвольное отключение датчика компрессора, служащего для защиты;
  • Образование на деталях масла и запах гари, когда прибор включается;
  • Темная теплоизоляция на компрессоре;
  • Сгоревшее изоляционное покрытие около капиллярной трубки;
  • Образование льда на патрубках блока, расположенного снаружи.

Своевременно обнаруженная утечка поможет избежать выхода из строя прибора и денежных затрат.

В результате длительной утечки возникают следующие проблемы:

  • Перегрев компрессора. В связи с недостаточным количеством фреона, компрессор будет постоянно перегреваться, и в результате сломается.
  • Поломка блоков и узлов. Детали связаны с компрессором.
  • Потеря масла. При образовании течи, масло выливается, что вредит конденсатору.
  • Проникновение влаги. Через щель в систему может попасть влага.

Внимание! Если вовремя не заметить утечку, то, придется менять компрессор или полностью агрегат. Поэтому необходимо контролировать работу оборудования, проводить своевременно технические работы.

Читайте также:  Вытяжка для кухни каминного типа отличия и 5 важных критериев выбора

Вакуумный насос для кондиционеров: принцип работы

Вакуумация или вакуумирование – это способ удаления воздуха с частицами пыли и влаги из внутренних коммуникаций кондиционера. Кроме того, так проверяется герметичность системы. Для этого процесса необходим вакуумный насос для кондиционера, который ещё называют вакуумником.  Далее происходит обязательная заправка охлаждающего газа фреона в систему.

Выкачивание воздуха выполняют на завершающем этапе монтажа перед тем, как заправить трубы хладагентом, что обеспечит длительную и стабильную работу кондиционера.

Назначение и принцип работы

При установке кондиционера не обойтись без использования вакуумного насоса, чтобы очистить трубопровод от воздуха, воды, остатков мусора. Вакуумирование трассы осуществляют таким насосом через ниппельное соединение  станции  для заправки кондиционеров. Герметичность трассы проверяют по манометру.

Если этого не сделать, то при взаимодействии кислорода с газом фреоном образуется кислота. Она снижает сопротивление изоляции мотора – основной детали компрессора. Повышается давление, увеличивается нагрузка на компрессор. Так ухудшается охлаждающий эффект кондиционирования. Будет происходить постоянное образование наледи на корпусе и трубках. В поддоне накопится избыточное количество воды, потребуется помпа для отвода конденсата из кондиционера. Оборудование быстро выйдет из строя.

Вакуумирование кондиционера

Процесс вакуумирования обойдётся намного дешевле, нежели ремонт компрессора.

Типы вакуумных насосов для установки кондиционера

Известны следующие модели:

  1. Пластинчато-роторные – наиболее распространённые низковакуумные агрегаты, отличаются низким уровнем шума, простой конструкцией, легко обслуживаются. Минусом является необходимость замены масла и других расходных элементов.
  2. Двухроторные или двухступенчатые, низковакуумные, для увеличения производительности оснащены двумя роторами, экономичны в эксплуатации.
  3. Низковакуумные жидкостно-кольцевые или водокольцевые агрегаты, обладают простой, но надёжной конструкции с безмасляной перекачкой газов даже с большим количеством водяных паров, создают неглубокий считается постоянное потребление воды, высокие затраты электроэнергии.
  4. Диффузионные для высоковакуумной откачки, имеют большую производительность, не боятся внезапных скачков давления, малочувствительны к наличию посторонних частиц в откачиваемой среде;
  5. Криоадсорбционные высоковакуумные – их работа основана на поглощении газов при снижении температуры поверхности применяются реже из-за использования синтетических масел, загрязняющих систему и требующих приобретения дополнительного оборудования для очистки;
  6. Гетерионные также относятся к группе в плане качественной очистки, создают вакуум без малейших примесей, но редко используются по причине дороговизы.

Как выбрать подходящий аппарат?

Вакуумный насос для кондиционеров: принцип работы

При поиске вакуумного насоса для заправки кондиционера пользуйтесь следующими критериями:

  • уровень номинальной производительности, который влияет на скорость откачки воздуха, паров воды, твёрдых частиц;
  • характеристики мощности двигателя, скажутся на длительности эксплуатации;
  • параметры остаточного давления, влияют на качество вакуумации: чем ниже показатель, тем лучше.

Комплект оборудования для вакуумирования кондиционера

Немаловажную роль в удобстве эксплуатации насоса кондиционера играют такие характеристики, как:

  • мобильность, габариты, вес – чем легче, тем удобнее работать;
  • наличие клапана, предназначенного для удаления балластного газа;
  • присутствие резиновой подошвы, снижающей вибрацию;
  • комплект штуцеров для отведения воздуха из внешнего блока охладителя;
  • индикатор контроля за уровнем масла.

Обзор фирм-производителей

На российском рынке представлен широкий ряд вакуумных и дренажных насосов для кондиционеровот различных производителей: китайских, тайваньских, испанских, итальянских, американских. Они предлагают агрегаты от микро-класса до крупных вакуумных машин. Ценовой диапазон также варьируется, в зависимости от вида модели и производителя.

Немецкая компания BUSCH,  лидер мирового рынка в области производства климатической техники, предлагает потенциальным заказчикам дорогие агрегаты от среднего класса и выше.

Группа компаний KNF из Германии поставляет аппараты малого класса.

Refco – всемирно известный Швейцарский концерн и TELSTAR из Испании производят надёжное оборудование для обслуживания кондиционеров.

Итальянский производитель ERRECOM выпускает высококачественные одно- и двухступенчатые вакуумные насосы для кондиционеров с повышенными эксплуатационными свойствами.

Установка кондиционера в автомобиль – с нуля и своими руками + видео

Установка кондиционера в автомобиль своими руками – занятие для усидчивых и внимательных, потому что несколько неверных действий могут привести не только к отсутствию желаемого комфорта, но и к плохому самочувствию от работы такого агрегата.

В наше время невозможно представить автомобиль без кондиционера. Это связано с крайностями, в которые любит ударяться наша погода, особенно летом, и, конечно же, большим количеством времени, которое мы проводим за рулем автомобиля в летний период.

В большинстве автомобильных комплектаций предусматривается установка кондиционера или климат-контроля. Но некоторые автолюбители устанавливают его самостоятельно.

Перед тем как приступить к установке кондиционера, необходимо правильно подойти к его выбору.

Как же купить данное оборудование именно под свой автомобиль? Да очень просто, большинство кондиционеров подходят практически для всех автомобилей. Но важно еще учесть принцип работы. Кондиционеры бывают двух типов – ручные и автоматические.

Последние делятся на два подтипа, которые работают только на одну зону или на несколько. Как правило, они работают на две зоны, это оптимальный вариант, поэтому он и самый популярный.

Хотя для особо чувствительных пассажиров это будет проблемой, тогда заботливый автовладелец приобретает оборудование с большим разделением зон.

Ручные кондиционеры представляют собой самый простой вариант. На панели устанавливается регулятор, с помощью которого контролируется подача холодного воздуха в салон. Вы сами выбираете, с какой силой будет поступать воздух. Плюсы данного типа в том, что он прост в установке и стоит недорого.

Автоматический кондиционер представляет собой монитор на приборной панели, с помощью которого вы регулируете, какая именно температура должна быть в салоне, а уж все остальное выполняет автоматика.

Также в зависимости от конструкции, как мы уже упомянули, вы можете контролировать температуру в определенных зонах салона автомобиля.

Готовимся к работе по всем правилам

Чтобы качественно установить кондиционер на автомобиль, вам необходимо обеспечить себя профессиональным оборудованием. Для обеспечения корректной работы будущего климатического оборудования вам понадобится комплект кондиционера и инструменты для установки.

Читайте также:  Вентиляции в квартире своими руками: виды и особенности монтажа

Сюда должны войти: набор ключей, а также стандартный набор отверток и различных плоскогубцев; качественная дрель, а также сверла по металлу и пластику; необходимо еще и специализированное место с подъемником или ямой, чтобы при необходимости можно было опуститься под машину, но это может не понадобиться.

Перед тем как приступить к установке кондиционера, внимательно прочтите инструкцию и проконтролируйте, чтобы все детали были в комплекте.

Установка кондиционера в автомобиль – с нуля и своими руками + видео

Если заметили, что чего-то не хватает, сразу обратитесь в магазин, где приобретали устройство, не стоит начинать работу.

Также при организации места для деятельности захватите руководство по эксплуатации вашего авто, потому что некоторые элементы конструкции, с которыми предстоит работать, нужно будет для начала найти. Вряд ли вы точно знаете каждый болтик в машине.

Установка кондиционера в автомобиль – как правильно организовать работу?

Теперь обсудим, как установить кондиционер в авто без помощи квалифицированных слесарей. Ставим машину на ровную поверхность, глушим, отключаем зажигание и приступаем к работе.

Теперь отыщите место расположения старого отопителя и снимите его, также частично раскрутите приборную панель вашего автомобиля, ведь там придется поставить панель для управления функциями кондиционера. Далее сливаем весь антифриз и снимаем корпусы воздушных фильтров.

Затем необходимо демонтировать бампер, вентилятор и воздушный фильтр с двигателя.

После того, как демонтаж завершен, крепим опоры для компрессора. Они устанавливаются на двигатель, и для каждой модели авто это делается по-разному, также есть нюансы и у каждого типа кондиционера. Данную информацию советуем уточнить в инструкции устанавливаемого оборудования и техническом описании к вашему автомобилю.

Теперь прикручиваем кронштейн для натяжного ролика. Для выполнения данного действия необходимо просверлить два отверстия в крышке ремня ГРМ. Далее соединяем между собой два корпуса: испарителя и штатной печи, и процесс можно считать завершенным.

Осталось аккуратно установить на место все вентиляторы и радиаторы, а также компрессор.

Небольшая проблема может возникнуть во время установки регуляторов кондиционера в панель приборов. Если никаких заглушек на панели не предусматривается, то вам необходимо будет вручную вырезать необходимое отверстие для регулятора.

Если вы никогда до этого не сталкивались с отопительной системой автомобиля и вообще плохо представляете, как именно устроены все «внутренности», то лучше доверить это дело профессионалам.

Тем более, часто бывает, что при покупке кондиционера бонусом установка делается бесплатно.

  • Марина
  • Распечатать

Показания вакуумметра

Возможны несколько вариантов поведения стрелки вакуумметра после выключения прибора:

  1. Показания свидетельствуют о повышении давления, при этом стрелка снова падает до значения 1 атм, которое было до начала процесса вакуумирования.
  2. Показания опять же свидетельствуют о повышении давления, но стрелка, падая, не достигает отметки 1 атм.
  3. Стрелка не меняет своего положения на протяжении более пятнадцати минут, показывая значение «0».

Что это может значить? В первом варианте, когда стрелка достигла значения 1 атм при повышенном давлении, необходимо понимать, что в системе скорее всего присутствует течь и нужно ее как можно быстрее устранить. Во втором варианте, где стрелка не достигает значения 1 атм. при том же повышенном давлении означает, что необходимо продолжить процесс вакуумирования, поскольку в системе еще осталась влага. Последний вариант свидетельствует о положительном результате операции, т.е. что вакуумирование прошло хорошо, а влага и воздух полностью удалены из системы.

Бывают случаи, когда отсутствие герметичности выявляется намного позже, когда в системе уже создано рабочее давление. Поэтому после проверки на вакуум лучше всего дополнительно провести еще и проверку на герметичность под давлением.

Оборудование для вакуумирования и заправки

Если планируется самостоятельная установка кондиционера либо дозаправка хладагентом нужно приобрести оборудование для вакуумирования и заправки. Перечень необходимых приборов:

  • насос для вакуумирования;
  • коллектор с манометром (возможно использование цифрового) или вакууметром;
  • течеискатель;
  • вентильный ключ;
  • набор шлангов;
  • тэн для подогрева цилиндра;
  • устройство для сбора хладагента;
  • вентили для манометра, шлангов;
  • зарядная станция.

Насос для вакуумирования удаляет проникшие в контур влагу и воздух путем создания внутри контура области разреженного давления. Низкое давление способствует снижению точки кипения воды. Виды:

Оборудование для вакуумирования и заправки
  • низковакуумные (0,1 мБар);
  • высоковакуумные (0,02 мБар).

Необходимо помнить, что у каждого устройства есть граница остаточного давления, после которой оно перестает удалять воздух. Данный показатель отличается в зависимости от модели, ее потребляемой мощности, производительности.

Подключение медных труб

Кабель ранее мы уже подключили, а завершается установка кондиционера своими руками подключением медных труб, дренажа. С дренажом проще. В нижней части внутреннего блока есть вывод, вот туда и вставляем шланг или трубу. Место соединения можно дополнительно уплотнить, используя сантехническую фум-ленту. Также для герметизации можно использовать силиконовый герметик.

Далее подключаем медные трубки. Начинаем в внутреннего блока. На боковой стенке выведены два порта — один со штуцерами большего диаметра, второй — меньшего. С какого из них начинать — не важно. Порядок действий такой:

Подключение медных труб

Собственно все уже подключено, но надо еще провести вакуумирование или попросту удалить влагу и воздух из рабочих органов кондиционера.

Заключение

Вакуумные насосы, прежде всего, предназначены для удаления молекул газов и паров воды из системы кондиционирования.

Если не удалять их, повышается давление внутри системы, что увеличивает нагрузку на компрессор, уменьшая количество холодного воздуха. Все это, в конечном счете, приводит к разложению фреона и выходу из строя кондиционера.

На рынке существует большое количество устройств для выкачивания воздуха от различных производителей, с разными габаритами, мощностями и ценами.

Мы подобрали для Вас ещё восемь полезных статей, смотрите далее.

  • Выбираем тепловую завесу на ворота в цех: популярные модели и характеристики
  • Установка кондиционера своими руками и правила его использования
  • Выбираем водяной калорифер для приточной вентиляции: расчет мощности и установка
  • Правила выбора кондиционера для мансарды: основные виды и расчет мощности
  • Дренажные помпы для кондиционера: виды, зачем нужны?
  • Что такое фанкойл: принцип работы, обзор устройств
  • Как вернуть свежесть в доме? Выберите мойку воздуха!
  • Как обустроить на участке абиссинский колодец своими руками?
Читайте также:  Где правильнее всего установить кондиционер в квартире

Вакуумирование и проверка кондиционера

В итоге, после всех этапов установки сплит-системы  нам остаётся запустить фреон в кондиционер и проверить его работу.

Вакуумирование холодильного контура

Внешний блок кондиционера идёт с завода заправленным, то есть в нём находится фреон в необходимом количестве. Не дают ему выйти наружу закрытые трёхходовые клапаны.

После монтажа у нас получается система состоящая из внутреннего блока и соединительных трубок, заполненных атмосферным воздухом с содержащимися в нём примесями и влагой.

Для нормальной работы нам необходимо удалить воздух и влагу из системы, после чего открыть вентили, запустив фреон.

Процесс вакуумирования

  • Подсоединяем манометрический коллектор к вентилю на кондиционере (шланг низкого давления-синий)
  • Подсоединяем заправочный шланг к вакуумному насосу (жёлтый)
  • Открываем вентиль низкого давления
  • Включаем вакуумный насос
  • После окончания процесса закрываем вентиль на манометрическом коллекторе
  • Только после этого выключаем насос
  • Запускаем фреон в контур открывая вентили на кондиционере шестигранником (оба)

Время вакуумирования

Для контроля степени разрежённости в системе существует прибор — вакууметр, шкала которого проградуирована в мБар — хорошие вакуумники изначально комплектуются вакууметрами, но можно использовать и отдельные, например электронные.

Некоторые монтажники ориентируются по давлению манометра —  как только давление падает ниже нуля, они прекращают вакуумирование, считая что воздух удалился и можно прекращать процесс.

Но это не правильно. В любом воздухе содержится влага — при вакуумировании она испаряется, поэтому для кондиционеров 7 Btu/h время вакуумации не должно быть меньше 15 минут (зависит от производительности самого насоса), для более мощных систем, соответственно больше.

Выбор вакуумного насоса

Для разных целей необходимо выбирать разное оборудовафние, к примеру для монтажа бытовых кондиционеров понадобится насос с небольшой производительностью, которого вполне хватит для небольшой трассы. А при установке промышленных, VRV систем уже необходимы насосы с высокой производительностью и мощностью.

Характеристики на которые необходимо обратить внимание при подборе и покупке вакууматора:

  • Производительность, л/ч
  • Остаточное давление, Па
  • Мощность двигателя, Вт

От производительности зависит скорость откачки из холодильной системы, указывается в литрах в час.

Остаточное давление характеризует «качество вакуумации», чем меньше это значение, тем лучше, измеряется в Паскалях или мили Барах.

От мощности электродвигателя зависит время непрерывной работы насоса, при длинных трассах в ВРВ системах этот параметр имеет большое значение.

Это самые основные параметры, существует ещё ряд параметров, такие как, количество ступеней, тип насоса — масляный, безмасляный, количество оборотов двигателя и прочие.

«Продувка фреоном»

Многие монтажники практикуют такую процедуру — выгоняют воздух открыв вентиль и открутив одну из гаек, из под неё выходит воздух,после чего её закручивают.

После такого монтажа влага остаётся в системе,последствия этого — окисление медных трубок, повреждение компрессора, забивание ТРВ влагой. А самое главное — значительное сокращение срока службы, таким образом можно загубить любой кондиционер, даже самый дорогой.

Дозаправка фреоном

Кондиционер заправлен на заводе хладагентом в расчёте на длину трассы приблизительно до 5 метров, при большей длине его придётся дозаправлять.

Точное количество указано в инструкции по монтажу и составляет около 5-20 грамм на метр дополнительной трассы, в зависимости от мощности кондиционера.

Необходимо высчитать количество недостающего фреона и заправить его методом «по массе».

В противном случае будет потеря холодильной мощности.

Проверка кондиционера

После запуска фреона в контур включаем кондиционер на охлаждение и измеряем температуру на выходе — она должна быть не ниже 0 0С.

Если температура ниже нуля, это говорит о недостаче фреона, который необходимо добавить (естественно, это при соблюдении рабочего температурного диапазона на улице конкретно для данного кондиционера).

После можно включить кондиционер в режим обогрева и проверить его работоспособность в этом режиме.

Проверка дренажа

  • Открываем крышку внутреннего блока
  • Снимаем фильтры
  • Аккуратно наливаем воду из бутылки в поддон кондиционера (можно лить прям на испаритель)
  • Убеждаемся что вода свободно выливается из дренажного шланга на улицу

Вот и всё, мы завершили установку кондиционера!

Осталось только рассмотреть некоторые нюансы — вальцевание и пайку трубок, удаление конденсата дренажной помпой, установку  защитных электрических устройств.

Об экономической целесообразности

Для корректного сравнения примем за основу стоимость работ по установке бытовой сплит-системы мощностью до 3.5 кВт (7000—9000 BTU). Сюда входит монтаж и подключение наружного и внутреннего модуля с прокладкой жгута (2 магистрали, кабель и дренаж) длиной до 5 м сквозь стену. Цена включает все сопутствующие материалы, перечисленные выше.

Для справки. При взятии оборудования в аренду зачастую требуется внести залог в размере 4—8 тыс. рублей применительно к указанным единицам. Желающие вальцевать медные трубопроводы самостоятельно могут арендовать наборы инструментов по 300—500 р. в сутки.

Отсюда вывод: самоличная инсталляция сплит-систем экономически выгодна и позволяет сберечь на маломощных агрегатах 2500—3500 р. или 45—62 у. е. Одно условие: работы нужно выполнить качественно, иначе расходы на переделки или ремонт заставят вас вспомнить пословицу о том, сколько раз платит скупой.

Примечание. Цены в рублях взяты на период март — апрель 2017 года и могут меняться в зависимости от курса валют и сезонности.